На сколько лет вы себя ощущаете?

Далеко не у каждого из нас возраст, указанный в паспорте, точно совпадает с тем, на какой мы себя ощущаем. И почти всегда эта разница имеет для нас большое значение – нередко именно она определяет наши цели, планы и стиль жизни. Но что влияет на наши ощущения?

На сколько лет вы себя ощущаете?

Когда мне было 12, я казалась себе вполне взрослой. В 22 после развода я резко постарела. В 27 лет глубоко переживала кризис среднего возраста. Затем в 30, считая себя слишком молодой и неопытной, я готова была умереть от отчаяния, когда какой-то нахал, которому я сказала, сколько мне лет, промямлил в ответ: «Правда? А я думал, тебе за сорок…» Сейчас, в 35, я помолодела, возможно, потому, что мою 16-летнюю дочь регулярно принимают за мою младшую сестру. Мой отец полон жизни, энергии, планов и надежд. И я иной раз шучу над ним по этому поводу, ведь его интересы больше соответствуют 30-летнему человеку: мой папа сейчас моложе меня!

На сколько лет вы себя ощущаете? 75 лет, субъективный возраст 47 лет.

Интересно: то, на сколько лет мы себя ощущаем, может значительно отличаться от нашего хронологического (паспортного) возраста, биологического (возраста нашего тела), социального (возраста наших достижений)… Почему так происходит?

Определите ваш субъективный (психологический) возраст*

  • Я ощущаю себя на … лет.
  • По моему внешнему виду мне можно дать … лет.
  • У меня такие же интересы, как у человека в возрасте … лет.
  • В повседневной жизни я веду себя так, как будто мне … лет.

Для того чтобы узнать ваш субъективный возраст, сложите полученные результаты и разделите получившуюся сумму на 4.

* По шкале американского психолога Роберта Кастенбаума. (О других способах измерения см. «Об этом»).

читайте такжеВнутренний возраст: почему нас это волнует?

Взрослея, мы становимся моложе

На сколько лет вы себя ощущаете? 63 года, субъективный возраст 58 лет.

С точки зрения психоанализа в этом нет ничего удивительного, ведь наше бессознательное игнорирует время, именно поэтому мы нередко переживаем то, что происходило с нами когда-то, как события совсем недавние. В 1972 году американский исследователь Роберт Кастенбаум (Robert Kastenbaum) разработал тест, который позволяет определять субъективный (или психологический) возраст*. Для это он выбрал четыре критерия: самоощущение, внешний вид, интересы и меру жизненной активности. Примерно в это же время советские психолог Александр Кроник и социолог Евгений Головаха предложили измерять субъективное ощущение возраста по тому, насколько насыщены для нас значимыми событиями прошлое и будущее. Если таких событий больше в прошлом, мы ощущаем себя старше своих лет, а если наши планы перевешивают то, что достигнуто, мы чувствуем себя моложе.

«Парадокс психологического возраста в том, – говорит Евгений Головаха**, – что с каждым годом будущее не сокращается, а открывает все большие перспективы личностного развития. И большинство из нас чувствует себя моложе того, на что указывают цифры в паспорте». Лишь пессимисты и молодые люди (до 20 лет) ощущают себя старше реального возраста. «Тем, кому от 20 до 30, занижают его примерно на 4 года, 30-40 – на 6 лет, 40-50 – на 7-8 лет», – продолжает Евгений Головаха. Такая же тенденция в Европе. «После 40 разница может достичь 10-15 лет, – соглашается французский социолог Дени Гийо (Denis Guiot). – Больше того: те, кто старше 60 лет, могут ощущать себя на 30 и более лет младше своего реального возраста. Невероятно, но в 65 они чувствуют себя на 35!» «Правда, в России многие их сверстники, наоборот, себя «старят», – уточняет Евгений Головаха. Усталость, финансовая нестабильность меняют перспективу, и кажется, что вероятность яркой, наполненной жизни не так уж велика.

Интересно и то, что чем старше мы становимся, тем сильнее вообще меняется восприятие времени – оно с каждым годом летит все быстрее, и наступает момент, когда мы просто не успеваем его осознать и осмыслить. Для маленького ребенка месяц кажется вечностью, для пятидесятилетнего 10 прожитых лет определяются одной фразой: «Надо же, как время-то пролетело…» В 85 лет, говоря о последних 25 годах, на самом деле мы можем иметь в виду и 10, и 50 прошедших лет!

Марина, 58 лет, гид-переводчик

Субъективный возраст 39 лет

«Кто это?» Конечно же, эта солидная дама в зеркале не может быть мною! Каждый раз при встрече со своим отражением я чувствую, что меня буквально выбрасывает в старость. Я воспринимаю себя совсем иначе, но люди постоянно напоминают мне о моем возрасте: кто-то место в метро уступит, кто-то откажется называть по имени – потребует отчества… Но я же при этом часто ощущаю себя едва ли не подростком! Понимаю, что мини-юбка в моем возрасте не слишком уместна, но порой мне так хочется ее надеть… Сердцем я чувствую, что передо мной открыты многие возможности и мои вкусы и увлечения еще могут радикально поменяться. Когда мои ровесники утверждают: «В нашем возрасте уже поздно становиться другим!», меня коробит, и я надеюсь, что до конца своих дней буду двигаться вперед, развиваться!

Средства от старости

На сколько лет вы себя ощущаете? 23 года, субъективный возраст 23 года.

Психологи изучили факторы, которые влияют на наш субъективный возраст. «Любовь – универсальное средство от старости души, – считает Лин Гилз (Lynne Giles), психолог университета Флиндерса (Австралия). – Чем больше вокруг нас близких людей, тем острее мы ощущаем себя молодыми».

Еще один значимый фактор – наше соответствие (или несоответствие) социальному статусу, который считается естественным для нашего возраста. «В России или на Украине принято вступать в брак в 23-25 лет, – поясняет Евгений Головаха. – Мы сравнили, на сколько лет себя чувствуют женатые (замужние) и холостые (незамужние) люди этого возраста. Выяснилось, что тот, кто «не дотягивает» до общепринятой социальной планки, то есть не обзавелся семьей, воспринимает себя моложе (в 79% случаев). Состоящие в браке – старше или соответствуют своему возрасту (63%)». Это не означает, что отставание субъективного возраста от фактического или социального – безусловное благо. «За ощущением собственной молодости могут стоять социальная незрелость, инфантилизм, – говорит Евгений Головаха. – Неадекватно представляя свое будущее, мы сталкиваемся с серьезным кризисом, ощутив, что все надежды несбыточны, потому что ничем не подкреплены».

Вопреки испытаниям

Менопауза, рождение внуков, неожиданное увольнение с работы, измена cупруга или смерть родителей… Исчезает чувство наполненности жизни, и мы ощущаем себя старше. Но то, как мы реагируем на те или иные события, в значительной степени зависит от нас самих. Оптимисты продолжают строить планы на будущее, чувствуют себя моложе своих лет вопреки перенесенным переживаниям.

И все же психологический и паспортный возраст не должны расходиться слишком сильно, считает Евгений Головаха. Подлинная молодость, к которой все стремятся, не в том, что человек мало прожил и пережил, а в том, что он видит перед собой будущее, имеет перспективу более весомую, чем все им уже достигнутое. Психологический возраст личности – это лишь стрелка весов, на одной чаше которых – прошлое, а на другой – будущее.

Роман, 30 лет, художник

Субъективный возраст 28 лет

«Когда мне было четыре года, я требовал, чтобы мама перестала готовить завтрак: мне казалось, что я могу сам сварить кашу. Я причислял себя к „лагерю“ взрослых: предпочитал компанию родительских друзей, а ровесников побаивался. Большинство моих друзей намного старше меня, и я не ощущаю разницы в возрасте с моей подругой, которой 44. Я чувствовал себя прекрасно, пока мне не исполнился 21 год – пошел третий десяток. И все изменилось, теперь паника возникает каждый год с приближением моего дня рождения. Мне 30, но думаю, что по-настоящему смогу это осознать не раньше чем через несколько лет. Представляю, как друзья мне будут говорить: «Слушай, а тебе правда скоро 30?», хотя на самом деле мне будет уже намного больше…»

* R. Kastenbaum «Petite Psychologie de l’anniversaire». Dunod, 2007.** Евгений Головаха – доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института социологии НАН Украины.

книга на тему

Об этом

  • Евгений Головаха, Александр Кроник «Психологическое время личности» Смысл, 2008.
.