Через одно поколение

Мера их душевной близости созвучна разнице их возрастов: она велика. Ни конфликтов, ни соперничества – от восьми до восьмидесяти лет каждый из них говорит лишь о взаимной любви. Уникальные отношения в наши дни, когда во многих семьях не хватает даже понимания.

Через одно поколение

Некоторые из внуков называют их «бабуля» или «дедуля», другие обращаются к ним по имени. Каждые из этих отношений уникальны. Между старшей и младшей Иринами – единство и борьба противоположностей; Геннадия Федоровича и Колю объединяют мужские интересы; Аня и Татьяна Дмитриевна вместе танцуют…

«Первый ребенок – последняя игрушка, первый внук – первый ребенок». Все бабушки и дедушки, наши герои, в целом согласны с этой поговоркой: когда росли их сыновья и дочери, сами они много работали, жили, любили и, по их собственному ощущению, не всегда могли сполна насладиться радостями, которые дарит общение с ребенком.

И только с появлением внуков они по-настоящему сумели эту радость оценить. Конечно, внуки и внучки посвящают бабушек и дедушек не во все подробности собственной жизни, не желая чем-то их огорчить. И тем не менее многие из них признают, что именно это общение становится тем цементом, который скрепляет их отношения с родителями, именно этот мостик, перекинутый через поколение, позволяет каждому глубже ощутить принадлежность к одной семье.

Через одно поколение

«Для меня эта девочка и друг, и помощник, и собеседник»

Татьяна Дмитриевна, 86 лет

«Аня – старшая внучка, она мне ближе всех. С ее рождения я всегда была рядом. Аня очень цельный человек, я бы хотела, чтобы все люди были такими! Аня – координатор и создатель группы «Доноры – детям», очень много делает для онкогематологического отделения РДКБ. Для меня эта девочка и друг, и помощник, и собеседник. Иной раз мы спорим – конечно, у нас разные взгляды на жизнь. Но при этом своей дочери я не могу доверить все самое сокровенное, а внучке – могу. Я очень тосковала, когда они переехали в США, я хочу, чтобы Аня поскорей выучилась на педиатра и вернулась сюда: пусть огонь своей души отдает детям здесь, в России. А потом бы вышла замуж и родила мне правнука – пока я еще могу, я бы его с радостью понянчила…»

«Это такая безусловная любовь – любить и ничего не ждать взамен»

Аня, 25 лет

«Из своего детства я помню больше бабушку, чем маму. Маму я люблю, конечно, но это такая болезненная любовь, с ней у нас нет особой близости. Впрочем, ей я, пожалуй, могу больше правды о себе рассказать, а бабушку я берегу. Она светлый, позитивнейший, терпеливый человек, никогда не унывает, когда ей больно или плохо, старается это скрывать. Всем с ней легко. Недавно она лежала в больнице, врачи говорили, что она уникум: ее биологический возраст отстает от паспортного. Еще бы! Бабушка и аэробикой занимается, и танец живота танцует! Она лихо освоила мобильный телефон, даже пишет мне SMS по-английски. Бабушка любит меня как никто, это такая безусловная любовь – любить и ничего не ждать взамен. Я так не умею».

Через одно поколение

«Главу про дедушку я назвала бы «Мое сокровище»

Соня, 9 лет

«Я дедушку зову Андерсен, потому что он знает очень много сказок! Люблю на даче ему помогать, люблю с ним грибы собирать – когда мы с ним собираем, то грибов почему-то всегда много. Мы разводим в ванне зеленую соль, и тогда я – черепаха Тортила, а он – Карабас и должен у меня выманить золотой ключик. Когда мы долго не видимся, то я по нему скучаю. Дедушка называется «пожилой человек», но на самом деле он как Карлсон – в самом расцвете сил! Он сильно устает, мне его жалко… Когда я вырасту, то я ему обещала дать денег, чтобы он вставил себе золотые зубы, чтобы было чем похвастаться. Он никогда на меня не кричал и никогда не шлепал. Если бы я писала книжку про свою семью, то главу про дедушку назвала бы «Мое сокровище».

«Мы родственные души, она очень похожа на мою маму»

Александр Игнатьевич, 61 год

«Я очень люблю свою дочку, но она слишком быстро выросла, я не успел по-настоящему с ней пообщаться. С Соней мы родственные души, она очень похожа на мою маму… Она моя главная помощница, знает все мои инструменты, никогда не спутает кусачки с пассатижами, на даче помогает опрыскивать деревья… Когда мы заняты каким-то делом, обязательно что-нибудь рассказываем друг другу, например сказки с продолжением. Я горжусь Соней, ее целеустремленностью, упорством, тем, что она ласковый ребенок, неиспорченный… Очень боюсь, что ей в жизни попадется человек, который ее не оценит… Когда меня не станет, мне бы хотелось, чтобы она говорила своим внукам: у меня был добрый дед, который отлично рассказывал сказки».

Через одно поколение

«Он учит меня смотреть на вещи глубже»

Коля, 17 лет

«В детстве я все время носился с какими-то идеями, и дедушка всегда поддерживал меня, но при этом учил смотреть на вещи более глубоко. Он мне ничего не запрещал, но в то же время с ним не забалуешь! Общение с дедушкой – это настоящий мужской разговор, основанный на взаимоуважении. Он врач, поэтому с ним легко беседовать на щепетильные темы – скажем, о мужском здоровье, об ответственности… Я рос без отца, поэтому эти разговоры для меня бесценны. Все мои друзья поражаются: Коля, какой ты модный! Ну да, это у дедушки масса винтажных вещей, которые сейчас в моде, и он все отдает мне. Он очень щедрый и скромный, редко у кого что-то попросит. Я был бы очень рад, если бы он обращался за помощью именно ко мне».

«Мы с ним не похожи, но вместе нам легко и весело»

Геннадий Федорович, 71 год

«Я полковник медицинской службы, служил в ВМФ, часто уходил в море, пока росли мои дети. Когда появились внуки, я уже был зрелым человеком, от души хотелось ими заниматься, появился вкус к этому. С Колей я проводил больше времени: его мама, моя дочь, разошлась с мужем, нужно было помогать. С ним мне всегда было легко и весело, хотя мы и не очень похожи: я был застенчивым, стеснительным, а Коля открытый, за словом в карман не лезет, легко сходится с людьми. Он прекрасно рисует, ко дню рождения подарил мне платок, который расписал в технике батик. Мне бы очень хотелось, чтобы он стал хорошим специалистом в своей области, не халтурил, не боялся трудностей. Но главное, чтобы вырос просто хорошим человеком».

Через одно поколение

«Благодаря ей я поверил, что у меня есть тыл»

Арсений, 21 год

«Для меня она всегда была Галя, а не «бабушка». Когда у меня бывало тяжело на душе, Галя меня выгуливала и выслушивала. Она научила меня видеть «необязательные» вещи, которые не бросаются в глаза, но без которых многое теряет смысл. Галя и ее муж Марк вырастили троих детей, стараясь поддерживать их в момент нужды, но ничего не навязывать, не мешать экспериментам. Благодаря Гале я поверил, что у меня есть тыл: что бы я ни сделал, они всегда будут на моей стороне. Когда я прихожу в этот дом, мы сидим на кухне и вспоминаем разные события из нашей жизни, заново переживаем какие-то важные моменты… Галя – смелый человек, этой смелости мне не хватает. Я бы очень хотел сказать, что понимаю и чувствую ее лучше других…»

«Горжусь, когда на мои выставки он приводит своих друзей»

Галина Самсоновна, 70 лет

«Сеня – мой старший внук и долго был внуком единственным. Когда ему было 14 лет, из-за конфликта в школе ему пришлось перейти в другую, куда было удобней ездить из нашего с мужем дома. В это время мы с ним очень сдружились. Бродили по Лосиному острову и учили наизусть стихи Лермонтова, размышляли о литературе, поэзии… Сеня – тонкий человек, деликатный, заботливый, у него глубокий, парадоксальный ум… Я открыла ему Мандельштама и Моцарта, а он мне – «ДДТ» и фэнтези… Я очень горжусь, когда он приводит на мои выставки своих друзей. Сеня работает в театре Петра Фоменко и собирается поступать в театральный институт. Жаль, что он не хочет становиться актером, мне кажется, что это его настоящее призвание».

Через одно поколение

«Наша любовь у нас в крови, это константа»

Ира, 18 лет

«Для меня бабушка – кумир, образец настоящей женщины. Ириной меня назвали в ее честь. Когда я смотрю на людей, я сравниваю их именно с бабушкой, чем иногда обижаю даже собственную маму! В глобальных вещах бабушка никогда на меня не давит – она всегда пытается со мной договориться. Зато придирается по мелочам, будь то неубранная постель или джинсы с заниженной талией. У бабушки есть образ меня – творческого писателя, журналиста, и, когда я окунулась в тусовочную жизнь, ее это очень расстроило. Для меня главное – сохранить с ней доверительные и уважительные отношения, а наша любовь у нас в крови, это константа».

«Мы друг другу доверяем очень многое»

Ирина Сергеевна, 65 лет

«К внукам всегда особенное отношение – это идет от потребности каждой женщины отдавать кому-нибудь всю накопленную теплоту, воспитывать, заботиться, баловать. Ира всегда была золотым ребенком, умницей, уже с первых лет стремилась к лидерству, независимости, у нее более жесткий характер, нежели у меня. Как и ее мама, Ириша выросла в неполной семье, не получила отцовского воспитания, и мне бы хотелось, чтобы она не повторила эту судьбу, а нашла достойного человека, это так важно! Да, у нас женская семейная триада, но зато мы друг другу доверяем, и я рада, что внучка все нам рассказывает, делится, просит совета».

.