Мы машинально, не думая, разрисовываем попавшийся под руку лист бумаги: звездочки, спирали, квадратики или стрелки… Психолог Наталья Евсикова расшифровывает скрытый смысл наших каракулей.
Наталья Евсикова – психолог, преподаватель факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
На совещании, с которого не уйдешь и где не можешь сказать то, что думаешь на самом деле, скованные в движениях и эмоциях, мы начинаем рисовать. Мы рисуем на скучной лекции или во время затянувшегося телефонного разговора, когда по каким-то причинам не можем возразить собеседнику: поддакиваем и черкаем, чертим… Достаточно взглянуть на бумаги, лежащие на письменных столах или рядом с телефоном, чтобы оценить размах наших непроизвольно создаваемых «произведений». «Все мы с детства рисуем каракули, – рассказывает психолог Наталья Евсикова, – это не требует специального умения. Мы делаем это спонтанно, словно помимо собственного желания, не заботясь об эстетической стороне рисунка, ведь наши творения не предназначены для чужих глаз». Чаще всего разрисованные нами листки и листики попадают в мусорную корзину.
Что же побуждает нас марать бумагу? Мы рисуем каракули, когда на душе неспокойно, когда мы зависим от собеседника, вынуждены слушать его, не имея возможности ответить или прекратить разговор. «Это своего рода отдушина в момент, когда мы не в состоянии изменить ситуацию, – объясняет Наталья Евсикова. – Каракули помогают нам избавиться от наполняющих нас эмоций, сконцентрироваться и успокоиться. Кроме того, рисование – это простое социально приемлемое движение (в отличие от эмоциональных жестов), не будем же мы на совещании размахивать руками или строить гримасы. Когда мы ограничены в действиях, спонтанные движения руки легко снимают наше внутреннее напряжение – словно открывается клапан, пар выходит, и котел не взрывается. Мы можем выразить свое отношение к тому, что с нами уже происходило, или свое отношение к будущему: пусть не получится так, как я хочу, но я могу изобразить свои желания».
Геометрические узоры, кружки, лабиринты, заостренные формы, квадратики… Взрослые люди разных национальностей, происхождения, культуры и эпох рисуют на полях одно и то же: как правило, это очень простые формы, характерные линии, однозначные предметы. Французский психоаналитик Жан-Тристан Бернар (Jean-Tristan Bernard) выдвинул гипотезу, согласно которой каракули взрослого человека являются бессознательным отражением той «геометрии», которая формируется в раннем детстве, когда младенец впервые сталкивается с предметами окружающего мира*. Тогда же возникают ассоциации между геометрическими формами и ощущениями – гневом, радостью или обидой, которые ребенок испытывает, когда сосет материнскую грудь или осваивает процесс дефекации… Позже мы непроизвольно выбираем эти очертания, чтобы выразить свое психологическое состояние. «Вероятно, в своих каракулях, – комментирует Наталья Евсикова, – мы бессознательно воспроизводим ассоциативные связи между различными пространственными формами и нашими первичными импульсами. Мы снимаем напряжение, упорядочиваем свои ощущения, словно вновь «собираем» себя».
Именно потому это занятие успокаивает нас, стимулирует или помогает сконцентрироваться. Наши каракули можно сравнить с сигаретой для курильщика. Рисование – занятие безобидное… но только не для самолюбия организатора мероприятия: исходя из их количества, он может легко оценить степень своего (не)успеха у слушателей. «С возрастом мы рисуем каракули все реже или вовсе прекращаем это делать, – говорит Наталья Евсикова. – Видимо, с годами мы все же учимся справляться с некомфортными для нас ситуациями словами».
*Psychologies magazine, 2006, № 255.
Об этом
- Сергей Алесковский, Ярослава Комиссарова «Основы графологии», Юрлитинформ, 2006.
- Илья Щеголев «Тайный Язык Тела», Питер, 2007.
Звездочка
Она говорит о желании быть в центре внимания, «блистать», но может свидетельствовать о депрессивном переживании (если лучиков слишком много или они изображены отдельно от самой звезды).
Круги
Знак замкнутости в себе. Он также говорит о потребности почувствовать себя в безопасности. Если круги пересекаются, это может означать желание присоединиться к чему-то, участвовать в чем-то.
Стрела
По тому, куда она направлена, можно сделать вывод, на что или на кого вы ориентируетесь в жизни: на других людей (стрела вверх), на себя (вниз), на прошлое (налево), на будущее (направо).
Решетка
Обозначает некое препятствие. Человек, рисующий решетку, либо ощущает себя загнанным в угол, либо пытается спрятаться, оградиться от этого препятствия.
Лабиринт (или спираль)
Это признак того, что вы находитесь в поисках гармонии, своего жизненного пути. Если линии наклонены вправо, вы стремитесь быть более открытыми, а если влево – вы достаточно осторожны. Бесконечные лабиринты (или спирали) означают, что у вас, возможно, нет достаточно времени для раздумий о том, чего вам действительно хочется.
Шахматная доска
Чередование белых и черных пятен (штрихованных сегментов) нередко свидетельствует о нерешительности, поисках себя… или о желании бросить кому-то серьезный вызов («сыграть шахматную партию»). Также это может означать, что вам трудно идти на компромиссы и сглаживать конфликты.
Слова в рамочке
Это знак самоутверждения и убежденности в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных.
Нагромождение кубов (кирпичная кладка)
Она говорит о том, что вы стараетесь сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно – ваш характер отличается методичностью и последовательностью; вы точно знаете, чего хотите.
Зубья пилы
Символизируют агрессивность, которая может быть позитивной и означать желание бороться или отрицательной (злость, враждебность).
4 располагающих повода
Наши каракули рассказывают о том, в каком настроении мы находились, когда рисовали. Четыре ситуации, как правило, побуждают нас к созданию таких «картин».
Когда мы слушаем, что говорят другие, не имея возможности (или желания) ответить, мы получаем информацию и реагируем на нее помимо нашей воли, выражая свое согласие или несогласие через каракули. Если мы сидим достаточно далеко от соседей, то чувствуем себя свободней в самовыражении: рисуем карикатуры, шаржи, где персонажи вполне узнаваемы. А если сидим рядом, то чаще рисуем геометрические формы, пейзажи, что-то заштриховываем – по насыщенности рисунка можно понять, насколько сильные эмоции мы испытываем в данный момент.
(в основном телефонный). Когда у нас есть возможность видеть собеседника (его мимику, жесты), мы вряд ли станем брать в руки карандаш или ручку. Другое дело телефонный разговор: многое мы додумываем, ориентируясь лишь на интонации голоса на другом конце провода. Каракули помогают нам разобраться со своими мыслями, утвердиться в своих намерениях, принять решение. В этой ситуации мы обычно рисуем геометрические формы, рамочки, подчеркиваем слова.
Упреки, гнев, раздражение, влюбленность, сочувствие – в каракулях отражается все, о чем мы не осмеливаемся сказать нашему собеседнику в глаза.
В ситуации вынужденного одиночества, скучного времяпрепровождения (в офисе, зале ожидания) каракули становятся для нас формой внутреннего диалога с самим собой. Попробовав проанализировать «каракули от одиночества», можно лучше узнать самих себя.