На работе я всегда держусь особняком

Многие общаются с коллегами строго по делу, хотя проводят на работе практически большую часть жизни. Для них немыслимо пойти вместе со всеми пообедать или посидеть после работы в кафе. Часто они страдают от своей замкнутости, но продолжают так же себя вести. Почему это происходит и можно ли ситуацию изменить?

На работе я всегда держусь особняком

Валерия – менеджер автосалона. Офис, где она проводит весь день, организован по принципу «open space» (открытое пространство): в одном помещении работают больше тридцати сотрудников, но Валерия держится в стороне. «Мне не удается подружиться с коллегами, – признается она. – Я знаю, что причина во мне, но ничего не могу с этим поделать». Психотерапевт Татьяна Воскресенская объясняет: «Для некоторых одиночество – результат выбора, так они чувствуют себя комфортно. Но такие «одиночки по призванию», как правило, предпочитают работу на дому, фрилансером или в отдельном кабинете. Для других одиночество – форма вынужденной самоизоляции: они пытаются оградить свой внутренний мир. Часто в такой ситуации оказываются те из нас, кто по натуре общителен, но недостаточно уверен в себе, чтобы открыто проявлять свою индивидуальность. Оказавшись среди множества людей, такой человек чувствует себя так, будто все взгляды устремлены на него, ощущает себя мишенью для критики и сжимается в комок.

У меня нет времени на общение. Ритм жизни постоянно ускоряется, у нас остается все меньше времени на общение с другими людьми. Бизнес-консультант Фабрис Лакомб (Fabrice Lacombe) уверен, что тенденция к социальной самоизоляции поощряется и корпоративной культурой: «Взаимоотношения сотрудников провозглашаются как ценность, но на деле не ценятся. Приветствуется только деловое общение и только как средство достижения наилучших результатов. Руководство предъявляет все больше требований, сотрудники чувствуют себя все менее уверенно и замыкаются на себе и своей работе, чтобы обезопасить себя и избежать нареканий».

Сергей, 38 лет, сотрудник международной торговой компании

«Я всегда критиковал коллег. Однажды моя девушка сказала: «Тебя послушать, так с тобой работают одни ничтожества. Но если бы тебе действительно не было до них дела, ты бы не говорил о них постоянно». Ее слова меня поразили. Я решил стать более общительным и, главное, научиться слушать окружающих. С детства меня все считали нелюдимым, и я так привык к этому, что для меня самого стало большим открытием, какое удовольствие я получил от общения с другими людьми».

Я занимаю недостаточно высокое положение. Гештальт-терапевт Серж Гингер (Serge Ginger)* считает одной из причин такого поведения осознание своего невысокого статуса: «Оно вызывает робость перед теми, кто выше в иерархии, и боязнь их негативных оценок». Эти страхи и комплексы зачастую связаны с другим негативным опытом: неудачи в личной или профессиональной жизни, предательство друга… в общем, любые события, подрывающие самооценку, столь необходимую в деловом мире, где правит конкуренция.

Я чувствую себя ребенком. «Корпоративная среда во многом повторяет иерархическую модель отношений в семье, – отмечает Татьяна Воскресенская, – когда родители были нашим «начальством», а братья и сестры – «коллегами». В ней легко оживают детские трудности, связанные с реакцией на критику, с необходимостью подчиняться». И мы снова прибегаем к привычным психологическим защитам, одна из которых – уход в себя. Дети часто так часто поступают, ведь они слишком беспомощны, чтобы ответить открытой агрессией, а убежать им некуда. «Эта попытка слиться с окружающей обстановкой как бы передает сигнал: «меня нет», – поясняет психотерапевт. – Мы стараемся стать незаметными в надежде, что нас не увидят и не обидят. Мы исчезаем как живое, эмоционально реагирующее существо, оставляя только функцию, рабочий инструмент». Но в результате постоянного сдерживания естественных реакций накапливается стресс, а он может приводить к расстройствам и болезням.

* Автор бестселлера «Гештальт. Искусство контакта» (Культура, Академический Проект, 2010).

Что делать?

Оценить ситуацию

«Сколько времени вы проводите на работе? Мешает ли вам ваша замкнутость? Ответив честно на эти вопросы, вы сможете объективнее оценить ситуацию, – поясняет Фабрис Лакомб. – После этого можно искать выход, если в этом есть необходимость. В конце концов, «уединение» на службе не обязательно доставляет дискомфорт, особенно если социальные отношения за пределами работы полностью вас удовлетворяют».

Научиться самоутверждаться

«Наши рефлексы и привычки мешают нам в одиночку изменить модель поведения, – отмечает Серж Гингер. – Групповая терапия может помочь самоутвердиться, почувствовать себя уверенно на своем месте, научиться выражать себя в коллективе».

Разобраться с прошлым

«Подумайте, какие события в прошлом могут осложнять общение, – советует Татьяна Воскресенская. – Вспомните ситуации, в которых вы испытываете схожие ощущения. Какие другие способы поведения вам известны – из наблюдений, по рассказам других людей, из кино и книг? «Примерьте» их на себя. Это первый шаг к тому, чтобы избавиться от влияния прошлого».

читайте также14 типичных ошибок в деловом общении
.