вахтовый автобус урал (разг. Вахтовка) — автобус для перевозки вахтовых смен, строительных бригад и команд специального назначения, на базе грузового полноприводного шасси, эксплуатируемый преимущественно в условиях бездорожья. В зависимости от длины кузова и варианта планировки вместимость пассажирского модуля составляет 18-20 либо 24-28 человек. В салоне сиденья устанавливаются в несколько рядов, впереди возможен монтаж кресел «визави» с раскладным столиком между ними. Вахтовка обязательно оснащается дверью запасного выхода, как правило, в торцевой задней части. Остекление салона выполняется путём вклеивания одно-, двух-, и даже трёхкамерных стеклопакетов. Связь с водителем осуществляется с помощью проводного переговорного устройства.
Основным неудобством для пассажиров вахтовки является жёсткая рессорная подвеска грузовика, которая рассчитана на перевозку груза от 5 тонн и больше, что гораздо больше общего веса перевозимых людей. Поэтому на некоторых моделях таких автобусов устанавливается задняя пневмоподвеска. Вовлечение в разработку новых месторождений полезных ископаемых на Крайнем Севере, в Сибири, увеличение объёмов лесозаготовок, геологоразведочных работ к 1970-х гг. ввиду почти повсеместного отсутствия к осваиваемым объектам дорог с твёрдым покрытием требовал создания специального транспорта для доставки рабочих смен. Единственный существовавший на тот момент полноприводный автобус ПАЗ-3201 зачастую не обеспечивал требуемую проходимость.
Первым автобусом, созданным в 1982 году на базе шасси грузового автомобиля, стал КАвЗ-49471. Это был автомобиль Урал-375 с установленным на нём 24-местным пассажирским модулем, изготовленным из доработанного кузова серийного автобуса КАвЗ-685. Салон вахтовки был утеплён термоизоляционным материалом «проксинт» толщиной 8 мм, двери — стекловолокном. Также для улучшения теплоизоляции был устроен двойной пол из шпунтованной доски и двойное остекление окон. Салон обогревался за счёт одного независимого отопителя и обогревателя, работающего от системы охлаждения двигателя. В кабину водителя из салона был проведён звонок.
К 1985 году на Нефтекамском автозаводе также на шасси Урала началось производство вахтовых автобусов с пассажирским модулем другой конструкции. Вскоре и на других кузовных авторемонтных предприятиях была освоена сборка вахтовок, в том числе на платформе ГАЗ-66, ЗИЛ-131, ЗИЛ-157К, КАМАЗ.
Спрос на вахтовые автобусы сохраняется и сейчас. У многих российских выпускаемых грузовиков есть пассажирские модификации, в том числе на самом современном Урал Некст.