28 сентября Федору Василюку, зав. кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, исполнилось 60 лет. Обозреватель PSYCHOLOGIES об одном из самых выдающихся российских психотерапевтов.
«Федор Василюк – человек, который рискнул спорить с самим Фрейдом. Речь шла о работе печали. Когда мы утрачиваем того, кого любили (если мы расстались или он умер), по Фрейду, в процессе печали или горя мы отрываем свою психическую энергию от любимого, чтобы затем направить ее на другие объекты. Не так! – возражает Василюк: «Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделиться), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить – творить память»*. Такой взгляд на печаль и горе – не единичное прозрение, а часть стройной системы: Василюк создал теорию, согласно которой человеческие переживания – не просто реакция на происходящее вовне, а деятельность, имеющая цель и смысл. И на основе этой теории развил практику, которую назвал «понимающей психотерапией». В глазах Василюка человек не только биологическое существо, и даже не только существо с душой – человеческая энергия сотрудничает в нем с Божественной. Соответственно, роль психотерапевта – не столько предложить клиенту свою помощь и свое утешение, сколько указать ему путь к их непосредственному первоисточнику и сопроводить его на этом пути… В мире психологии можно услышать совершенно разные мнения о Федоре Василюке. «Учиться психологическому консультированию можно только у Василюка!» или «Если психотерапевт говорит клиенту «Давайте вместе помолимся», это уже не психотерапия!». Но уж точно, услышав эту фамилию, никто не спросит: «А это кто?». Его все знают. Еще бы! Ведь Василюк – человек, который поспорил с самим Фрейдом. И оказался прав.»
О молитве
Видя, как из пепелища человеческой судьбы вдруг возгорается молитва, даже и у человека вовсе нерелигиозного, трудно удержаться от мысли, что молитва – это не выученное, искусственное действие, а спонтанное проявление духовного организма, такое же естественное, как дыхание. Оно лишь было подавлено искусственными усилиями – и вот на изломе жизни выпархивает из-под корки обыденности, словно дав воздуха чуть было не погибшему организму.
«Переживание и молитва» (Смысл, 2005).
О переживании
Если уподобить критическую ситуацию падению бегущего человека, то переживанию будут соответствовать усилия, потраченные им для того, чтобы встать на ноги и получить тем самым возможность снова продолжить бег. Этот образ кажется подходящим лишь для внешней деятельности, но он применим и по отношению к деятельности внутренней.
«Психология переживания» (Издательство Московского университета, 1984).
О сути профессии
Сейчас так сильно выросло влияние психологической практики на культуру, так перегружена оказалась сама современная психология и психотерапия бесчисленными обломками всевозможных культур и культов, что, быть может, главное наше профессиональное дело состоит сегодня в том, чтобы задавать себе метафизические вопросы: что есть человек? В чем его предназначение? В чем суть нашей профессии не как ремесла, но как призвания? Како веруем?
«Методологический анализ в психологии» (Смысл, 2003).
О психотерапии
«Психотерапия – такая странная реальность, в которой целенаправленность и планомерность губит психотерапевта. Если вдруг я иду на сеанс и у меня есть стратегия, то почти всегда эти сеансы оказываются провальными. А иногда я не готов, не понимаю, что делать, забыл, что было на прошлом сеансе, в общем, никуда не гожусь. У меня нет никакого плана, никакой цели, и вдруг само что-то происходит, и это подлинно. Поэтому целенаправленность и планомерность не могут быть основными стержнями психотерапии».
Дебаты после доклада «Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта». Открытый научный семинар «Феномен человека в его эволюции и динамике» Заседание № 18. 14 февраля 2007 года
* Ф.Е. Василюк, «Пережить горе»