Я не умею проигрывать

Они очень стараются выиграть и воспринимают поражение как трагедию. Их переживания непонятны окружающим: ведь это всего лишь игра! Почему же для некоторых из нас так важно всегда быть победителем? И можно ли научиться играть легко, с удовольствием?

Я не умею проигрывать

Лицо каменеет, игральная доска летит в сторону, дверь хлопает… Партия оборвалась. «Они переживают свое поражение в игре как глубокую рану, нанесенную их самолюбию, – объясняет юнгианский аналитик Мария Ломова. – Проиграть для такого человека – значит внезапно почувствовать себя совершенно обесцененным. А это очень больно». Большинство из нас проигрывают с легким сердцем и смеются, когда вновь не повезло. Но тот, кто не умеет проигрывать, не прощает себе поражения. Чужая победа становится для него поводом упрекнуть себя в несостоятельности. «И он вновь начинает играть для того, чтобы еще раз попытаться ощутить свое превосходство, – говорит психотерапевт Сергей Медведев. – Для таких людей жизнь – это постоянное состязание. Игра – только частный случай».

Стремление к совершенству

Поражение в игре невозможно скрыть. У него всегда есть хотя бы один свидетель. Для того, кто страдает из-за проигрыша, поражение означает также, что его несостоятельность увидят окружающие. «Он боится, что его несовершенство станет причиной того, что окружающие не захотят с ним общаться, что он окажется недостаточно хорош для них, – продолжает Сергей Медведев. Так нередко чувствуют себя те, кого в детстве родители наказывали за малейшие неудачи. Старясь победить во что бы то ни стало, они теперь пытаются все же реализовать свою потребность стать лучшими, совершенными, всеми признанными. «Игра (в случае победы) помогает им самоутверждаться, – подчеркивает Мария Ломова. – Внешний успех доказывает собственную значимость, а проигрыш означает, что она вновь утрачена».

Марк, 28 лет, юрисконсульт «Я стал увереннее в себе, играя в команде»

«С детства я участвовал только в играх, где у меня был большой шанс победить. Неудача пугала меня, я не готов был рисковать. В детстве родители мне уступали, поддавались, и я всегда выходил победителем. А позднее, с друзьями, ситуация изменилась. Я стал иногда проигрывать и оказался к этому совершенно не готов. Стоило мне почувствовать, что партия не выходит, я злился, часто даже не мог закончить игру… Меня злило, что я прикладываю огромные усилия, а все равно проигрываю. Это было так несправедливо! Я долго переживал, мечтал о реванше! Приятели приклеили мне ярлык «не умеющего проигрывать». Сегодня, хоть мне не всегда удается посмеяться над собой, я чувствую себя увереннее. Предпочитаю командные игры, в них меньше требуется признания личных достижений. И не я один оказываюсь виноват, если команда проигрывает».

Тому, кто рядом

Продумайте заранее, в каких играх участвовать в полную силу, а когда стоит уступить, приспосабливаясь к манере того, кто не умеет проигрывать. Но имейте в виду, что речь идет о понимании, а не о потакании… Не извиняйтесь – вы не виноваты в переживаниях проигравшего; не подшучивайте – тем самым вы рискуете обесценить его чувства. Родителям не стоит постоянно играть со своими детьми в поддавки. Ведь так мы создаем у них опасную иллюзию, что жизнь всегда будет подчиняться их желаниям. Стоит объяснять им, что проигрывать не так уж страшно.

Жажда контроля

Всего лишь игра? Для не умеющего проигрывать это нечто гораздо большее. Игра – это оборотная сторона реальности, пространство, в котором можно по-иному выстроить свою жизнь. В игре есть четкие правила. Этим она привлекает тех, кому тревожно среди жизненного хаоса. «Для большинства из нас игра – безопасное занятие. В конце концов, ее ведь всегда можно переиграть, – напоминает Мария Ломова. – Но те, кто остро переживает свои поражения, не осознают этого. И неудача для них равносильна угрозе их жизни». Они бессознательно воспринимают проигрыш как возвращение хаоса, непредсказуемости, опасности. «Истоки такого мировосприятия могут скрываться в слишком ранней вынужденной самостоятельности, – поясняет Сергей Медведев, – в то время, когда ребенок еще нуждался в поддержке и руководстве старших».

«Мужчины реагируют на поражение острее женщин, – уточняет Сергей Медведев. – Возможно, дело в том, что мальчиков традиционно воспитывают в стремлении к победе, в то время как девочек учат быть гибкими и уступать». Проигрыш становится последней каплей и вызывает чрезмерно эмоциональную реакцию. Но не игра сама по себе – причина такого поведения. Просто в ней ярко проявляются особенности, свойственные нашему поведению, поскольку время и пространство игры ограниченны. Ольга Сульчинская

Что делать?

Вернуть себе удовольствие

Играйте в разные игры. Определите те, что вам особенно интересны, и будьте к себе снисходительны, позвольте поиграть в них… с удовольствием. Задача: ощутить радость от процесса игры, а не от ее результата. Выберите партнеров, в которых вы уверены и знаете, что их отношение к вам не зависит от того, выиграете вы или проиграете.

Поменять правила

Договоритесь с собой о том, что сегодня вы непременно измените свое отношение к проигрышу (если он все же случится). Если это у вас получится, вы в любом случае станете победителем, потому что наконец сумели преодолеть себя.

Стать взрослее

По мере того как мы становимся старше, мы все больше ощущаем себя движущим началом своей жизни и получаем от этого большое удовлетворение. Для того, кто стал взрослым, игра перестает быть состязанием или сражением, а вновь становится просто забавой, развлечением… Если вам не удается смиряться со своими поражениями и вы страдаете по этому поводу, значит, игра скрывает какие-то конфликтные отношения с собственной жизнью. В этом случае стоит обратиться к психотерапии, потому что страдание – это не игра.

.