Они не любят показывать свою любовь, предпочитая сдержанность. Они словно от кого-то защищаются. Почему некоторые из нас выбирают такую отстраненность? И как сократить вынужденную дистанцию?
Мариэтта, 41 год, офтальмолог
«Мой друг – просто огонь, а я как ледышка! О любви мне трудно даже говорить, не то что показывать ее. У меня в семье не принято откровенничать и прикасаться друг к другу. Если же это случайно происходит, мы извиняемся. Андрею это кажется нелепым, он при встрече обнимается со всеми. Когда он рядом, мне немного легче выражать свои чувства. Чтобы с чего-то начать, я стала писать ему письма. Так я могу сказать ему, что он для меня очень важен и что он замечательный человек».
«Я люблю своих детей, – рассказывает 37-летняя Софья, фоторедактор. – Но не могу просто так подойти, взять их на руки или обнять. Я не привыкла к этому. И злюсь на себя за черствость». В эпоху, когда превозносится тактильность, не так-то легко отстаивать свое личное пространство. «Нормы поведения изменились, – размышляет семейный психотерапевт Инна Шифанова. – Пятьдесят лет назад считалось, что даже грудных детей следует брать на руки только во время кормления. Сейчас, наоборот, нежность приветствуется, как и раскрепощенность в проявлении чувств. А сдержанность вызывает по меньшей мере недоумение». Но так ли необходимо всегда открыто проявлять привязанность и любовь к другому человеку? «Эмоциональный обмен – основа душевного равновесия, – объясняет психоаналитик Доминик Девде (Dominique Devedeux). – Прикосновение – то, что успокаивает нас. А телесные зажимы могут сделать наше желание раскрываться перед другими неисполнимым».
Мы воспроизводим привычные модели поведения. По словам Инны Шифановой, в некоторых семьях «эмоции и объятия не приветствуются, все чувства сдерживаются». «Бессознательно нам гораздо проще воспроизводить то, что мы видели и чувствовали в детстве», – говорит Доминик Девде. Ваша мать никогда вас не обнимала? Ее строгость стала для вас образцом, и вот уже вам трудно обнять кого-то другого. Ваши родители были сдержанны друг с другом? Двадцать лет спустя вы можете обнаружить, что внешние проявления вашей любви к партнеру почти отсутствуют. «Наше бессознательное лениво! – смеется психоаналитик. – Мы просто копируем привычные модели поведения».
Мы стыдимся своих желаний. Стремление к физическому контакту и проявлению нежности – «врожденная потребность, которая есть у каждого из нас», уточняет Инна Шифанова. В раннем возрасте все дети спонтанны. «Ребенок совершенно естественно ищет контакта с матерью или с кем-то, кто выполняет материнские функции. Если эта потребность в любви не удовлетворяется и не принимается, ребенок перестает ее выражать. Он начинает стыдиться, как если бы это было нечто неправильное или недостойное, и «замораживает» свое тело». Многократный неудачный опыт заставляет подавлять спонтанные порывы. Мы запрещаем себе выражать любовь, оправдываясь фразами вроде «Я не знаю, как это сделать», «Когда ничего не получаешь, нечего и отдавать» или даже: «Это не я». Но за всеми этими отговорками стоит страх снова испытать стыд.
Мы боимся других. «Мы предвосхищаем реакцию других: отказ, насмешку, недоумение, – объясняет Доминик Девде. – Другой, этот вечный незнакомец, представляет для нас угрозу». Даже маленькие дети – вовсе не опасные сами по себе – могут казаться слишком хрупкими, чтобы вступать с ними в контакт. «Те, кто бездетен, часто избегают чужих детей, – отмечает Инна Шифанова, – из страха проявить неловкость, которую к тому же могут заметить окружающие. Однако некоторые замкнутые люди любят гладить животных. Ведь те точно не осудят». Но если нам нужно обнять взрослого человека, прошлое вновь подает голос, и тогда наше тело, сердце, душа твердят одно: «Не подходи к нему, вспомни, ты же снова обожжешься!»
Что делать?
Отважьтесь на прикосновение
Может быть, вместо того, чтобы привычно идти навстречу своему желанию отстраниться от другого, попробовать поступить иначе? Выберите кого-то близкого, чья любовь к вам не подлежит сомнению. Рискните обнять его и посмотрите, что произойдет дальше! Такой эксперимент поможет вам стать уверенней в себе и снимет тревогу по поводу заведомо неудачного исхода событий.
Танцуйте!
Танец предполагает близкий телесный контакт с другим человеком, ограниченный строгими правилами. Регламентация и предписания помогают чувствовать себя в безопасности. Многим из тех, у кого были проблемы в общении, парные танцы позволили вновь открыть для себя радость близости с другими. Вам остается лишь выбрать то, что вам больше нравится, – вальс, танго, рок-н-ролл…
Освободите тело
Чтобы в полной мере чувствовать себя живыми, необходимо ладить со своим телом. Телесно-ориентированная психотерапия, индивидуальная или групповая, поможет лучше почувствовать свое тело и в безопасной обстановке попробовать новые формы поведения. А если вы считаете, что пока к такому не готовы, можно сходить на сеансы релаксации, медитации или йоги. Смысл в том, чтобы вам было физически хорошо и приятно.
Узнать больше
Книга «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрика Берна поможет понять, почему в некоторых ситуациях мы ведет себя не так, как нам хотелось бы, и откуда берутся эти «необъяснимые» реакции (Эксмо, 2012).