Я не люблю уезжать далеко

Они не грезят о странствиях и равнодушны к заманчивым картинкам из каталогов турагентств. А если иногда и отправляются в путь, то в совсем недальний. Почему их не манят новые горизонты?

Я не люблю уезжать далеко

«Мне часто приходится ездить в командировки – Рим, Париж, Токио, но удовольствия я от этих поездок я не получаю, – рассказывает 38-летняя Елена. – Каждый раз, собирая чемодан, я испытываю приступ паники, а в ночь перед отъездом не могу заснуть». Свой отпуск Елена проводит в Москве: «Мне нравится бродить по переулкам, ходить в гости к друзьям или в кино. Зачем же мне отправляться за тридевять земель, если у меня и здесь все под рукой – и отдых, и развлечения?» А у 25-летнего Николая вообще нет возможности куда-то уехать: «Стоит мне оказаться в другом районе, я словно пересекаю невидимую границу – и мне становится не по себе. Мне спокойно только в хорошо знакомых местах».

Когда у человека нет желания путешествовать, когда он неизменно предпочитает оставаться в своем привычном окружении, за этим могут скрываться психологические проблемы. Это не болезнь, как, например, авиафобия (боязнь полетов) или агорафобия (боязнь открытого пространства). Однако такое поведение причиняет серьезные неудобства и лишает многих удовольствий. В чем его причины?

Трудности с адаптацией

«Люди, которые не любят путешествовать, испытывают огромную потребность в чувстве безопасности», – говорит психоаналитик Наталья Кигай. Трудности с адаптацией могут быть следствием пережитого в детстве. Например, слишком ранней разлукой с матерью. Для того чтобы развиваться и взрослеть, ребенку необходимо чувствовать себя в безопасности, но он не может сам себе ее создать. И привыкает полагаться на внешние ориентиры, в том числе и на привычное место проживания, что помогает сохранить душевный покой.

Бывает, что и родители создают препятствия самостоятельности ребенка. «Строгое воспитание может подавить любопытство и создать стойкую бессознательную связь между исследовательской, познавательной деятельностью и тревогой, стыдом, чувством вины, – говорит Наталья Кигай. – Тогда при мысли о дальней поездке человек переживает смутную тревогу, которой находит много «рациональных» объяснений».

Марина, 41 год, страховой агент «За меня слишком долго боялись»

«Мне поездка на какой-нибудь заграничный курорт всегда представлялась так: насекомые, грязь, жара, плохое питание, другой язык… И зачем это нужно?! Но, слушая рассказы друзей, я с тоской думала, что неделю отпуска проведу на даче с мамой, а остальное время просижу дома. И тогда я записалась на курс телесно-ориентированной терапии. Я поняла, почему мне так трудно уезжать далеко. Единственная дочь, я росла без отца, мама всегда очень за меня боялась. Впервые она разрешила мне поехать на метро с друзьями, когда мне было 15 лет! Сейчас я осваиваю техники расслабления и надеюсь, что скоро смогу поехать на юг с друзьями – они меня давно зовут».

Что делать?

Разобраться в своих чувствах

«Любовь к уюту, постоянству и покою – сама по себе не болезнь, – говорит Наталья Кигай. – Проблема появляется, когда мы чувствуем, что нечто ограничивает нашу жизнь. Обычно в процессе психотерапии тревога снижается или проходит. Это не выглядит как нечто примечательное, осознается постепенно. В какой-то момент человек с удивлением замечает: «Будто всегда болело, а теперь не болит».

Подготовить первый шаг

Не нужно совершать насилия над собой, дождитесь момента, пока вы сможете попробовать сделать первый шаг. Начните путешествовать в компании с кем-то, у кого такой тревоги нет и с кем вам надежно и интересно.

Составить план путешествия

Так вы сможете знать заранее, где и что вы хотите делать и что посмотреть. Побольше узнайте об истории и культуре тех мест, куда едете. И позаботьтесь о хорошем роуминге.

Память прошлого

Собраться в дальний путь труднее тому, кто вырос среди людей замкнутых, настороженных к внешнему миру. Тревога перед путешествием может приходить не только из личного прошлого. «Источником может быть межпоколенческая травма, – подчеркивает Наталья Кигай, – такая как опыт беженства или ссылки, насильственного переселения или добровольной эмиграции. Или же опыт потери: ушедшие, убитые или пропавшие без вести предки». Еще один источник опасений – психологическая травма (например, несчастный случай), которую человек пережил во время путешествия и осознанно или нет боится повторить негативный опыт.

Нежелание взрослеть

Понятие «дом» с точки зрения психоанализа напрямую соотносится с образом материнского лона. Слово «родина» – однокоренное со словом «роды», к тому же вспомним выражение «родина-мать». «Язык подчеркивает ту связь, которая существует для нас между местом, где мы живем, и образом материнской защиты, – отмечает психоаналитик Паскаль Неве (Pascal Neveu). – Отказ уезжать далеко от своего дома означает желание оставаться в символическом материнском коконе или – в более широком смысле – в своей семейной ячейке». Домоседы стараются сохранить неизменную картину мира, отказывая себе в развитии. Однако, раз отважившись открыть неизведанное, они и в себе открывают что-то новое.

Тому, кто рядом

Если вы настоящий любитель путешествий, вам наверняка найдется что рассказать тому, кто никогда не бывал в полюбившихся вам местах. Слова серьезного и организованного человека наверняка вызовут у вашего собеседника доверие, а ваша любознательность может его вдохновить. Ваш пример и опыт, возможно, и в нем пробудят желание путешествовать. А это поможет ему увидеть те стороны самого себя, которые раньше он не замечал. Приехав в новое место, помогите ему взглянуть на все вокруг глазами ребенка. Отбросив стереотипы, продолжайте оценивать новые пейзажи, вкусы, звуки. Ему нравится? Не нравится? Так он узнает о себе много нового.

.