Я не люблю чужих детей

В нашем обществе принято считать, что ребенок всегда должен вызывать умиление. Но некоторые из нас при виде чужих детей испытывают лишь раздражение, причем независимо от того, являются ли они сами родителями. Что скрывается за таким неприятием? И можно ли его изменить?

Я не люблю чужих детей ФОТО Eric GIRIAT  

«Мне не нравится общаться с детьми, – признается 28-летняя Мария. – Я не могу вести себя с ними естественно, напрягаюсь и чувствую себя неуютно. Хотя понимаю, что это неправильно…» Клинический психолог Татьяна Воскресенская размышляет: «Современное западное общество налагает на нас определенные обязательства в отношении детей. Тогда как племенные сообщества не требуют любви к чужому потомству, и многие животные также к нему равнодушны или даже враждебны. Социально предписанное умиление и упреки в случае его отсутствия часто вызывают лишь протест и раздражение…»

Я слишком взрослый

«В разных обстоятельствах наше «Я» может находиться в одном из трех состояний, – поясняет транзактный аналитик Вадим Петровский. – Мы ведем себя либо как один из наших родителей; либо как тот ребенок, кем мы были в прошлом; либо как взрослый, которым стали.

Тот, кому неуютно в присутствии чужих детей, вероятно, находится в эго-состоянии Взрослого

Тот, кому неуютно в присутствии чужих детей, вполне вероятно, находится в эго-состоянии Взрослого. Он сдерживает проявления детской части своей личности (спонтанность, эмоциональность). Например, потому что они не поощрялись его близкими в детстве. Возможно также, что у него перед глазами не было примера, как ведет себя заботливый родитель, и он не смог развить эту сторону личности в себе».

Так что, встречаясь с чужими детьми, он либо вопреки своему намерению соскальзывает в позицию Ребенка (вступая в детские игры), либо сохраняет позицию Взрослого (принимая серьезный вид), но в роли Родителя чувствует себя не в своей тарелке. «Бессознательно он противится тому, чтобы давать то, чего не получил сам, и даже завидует чересчур избалованному ребенку, – продолжает Вадим Петровский. – Если за счет родного ребенка он восполняет собственные пробелы («пусть хотя бы мой сын (дочь) получит то, чего недополучил я»), то чужие дети в этом отношении ему ничем помочь не могут или представляют собой неприятное напоминание».

Я боюсь разоблачения

В отличие от большинства взрослых, дети естественны и откровенны в своих проявлениях: они могут громко плакать, негодовать, хохотать во весь голос, разглядывать нас в упор, делать все то, что считается неприличным и некрасивым. Тогда как мы следуем правилам, контролируем свое поведение, прячем свои непосредственные желания – иногда даже от самих себя.

«Разгадка нашего дискомфорта в обществе детей часто в том, что мы пытаемся что-то скрыть, например свои настоящие чувства, – объясняет Татьяна Воскресенская. – При этом догадываемся, что дети видят нас насквозь, как им это свойственно, и могут поставить в неловкое положение: «Эта тетя злая!» И если на своего ребенка мы еще можем прикрикнуть, то чужого нам не заставить молчать.

Я сознаю свое несовершенство

Рядом с чужим ребенком мы острее сознаем, что как родители мы несовершенны, объясняет психотерапевт Кристин Брюне (Christine Brunet): «Из страха, что нас осудит родитель другого ребенка (более мягкий или, наоборот, более строгий по сравнению с нами), мы занимаем оборонительную позицию: оцениваем чужого малыша как дурно воспитанного, шумного, непослушного…»

Логика такова: чужой ребенок ведет себя плохо, значит, его родитель воспитывает его неправильно, а мы своего воспитываем иначе, то есть поступаем хорошо. В данном случае нелюбовь к чужим детям – проявление хрупкости нашей самооценки, стремление найти подтверждение тому, что мы все делаем правильно.

Что делать?

Примириться со своим детским «Я»

«Будьте к себе великодушнее, – советует Вадим Петровский. – Вспомните, какие детские занятия могут вас порадовать: качели, мыльные пузыри, мороженое, мультфильмы… и не отказывайте себе в этом, каким бы «глупым» это ни показалось на первый взгляд».

Вернуть себе естественность

Мы стараемся не только вести себя как положено, но и чувствовать… «А зачем? – спрашивает Татьяна Воскресенская. – Может, стоит себя «отпустить»? Будучи членами общества, в поведении мы следуем принятым в нем правилам, но наши эмоции принадлежат только нам. Если мы позволим себе проживать настоящие, а не «положенные» чувства, то испытаем заметное облегчение, а у ребенка появится больше доверия к нам».

Принять свое несовершенство

«Вы боитесь оценки других? Почему вы так болезненно относитесь к возможной критике вашего метода воспитания? Попробуйте найти ответы на эти вопросы, чтобы лучше узнать себя», – предлагает Кристин Брюне. И не старайтесь стать идеальным родителем. Примите тот факт, что вы обычный отец или самая обычная мать и делаете для своего ребенка все, что можете.

Читайте также

Почему дети и взрослые не понимают друг друга?

В выпускных классах и без того напряженные отношения родителей с подростком нередко обостряются. О чем волнуются родители и что думают дети?

У детей конфликт: надо ли вмешиваться родителям?

Соперничество между братьями и сестрами почти неизбежно. Но что могут сделать родители, чтобы оно не дошло до открытой вражды?

.