Слова председателя миссионерского отдела одной сибирской епархии в адрес матерей-одиночек и женщин, живущих гражданским браком, вызвали в интернете бурю возмущений. Колумнист Наталья Ким делится своими размышлениями на эту тему.
В социальных сетях появилась новость, как последнее время пишут в таких случаях, «взорвавшая Интернет». Председатель миссионерского отдела одной сибирской епархии, которого лично мне не хочется называть по имени, выразился следующим образом: всех матерей-одиночек и тех, кто живет в гражданском браке, иначе как матерным словом, обозначающим публичную женщину, назвать никак нельзя. Воспитанные без отца дети –моральные, духовные уроды и (почему-то) непременно вырастут нетрадиционной ориентации.
Матерное слово было написано безо всяких звездочек. Некоторые особо рьяные комментаторы, защищающие это «миссионерское» высказывание, ссылаются на то, что это слово употребляется в славянском тексте Библии и наличествует в Полном церковно-славянском словаре, составленным протоиереем Г. Дьяченко в конце XIX века*. Вряд ли это достаточная причина, чтобы миссионер публично прибегал к обсценной лексике. Параллельно с этой историей актер, режиссер и бывший священник Иван Охлобыстин сообщил, что сжигал бы живьем в печке гомосексуалистов, потому что они – «живая угроза» его детям. Тоже очень по-христиански, не иначе.
Но оставим этих конкретных странных христиан, Бог им судья, как и всем нам, впрочем. Вслед за отцом Алексеем Уминским скажу, что эти люди, кажется, не читали Евангелия и ничего не знают ни о милосердии, ни о сострадании. Им бы во времена инквизиции жилось с такими взглядами вполне комфортно, и без работы бы точно не остались. К сожалению, подобные высказывания нередко встречают радостное одобрение и поддержку в обществе, это не новость и не вчера началось.
Свои тексты для сайта Psychologies я пишу, опираясь на собственный опыт и опыт множества людей, с которыми столкнула меня судьба в самых разных ситуациях и местах. Хочу рассказать историю одной женщины, моей бывшей соседки, и когда закончу краткое описание ее недолгой жизни, хотела бы задать вопрос: достойна ли она грязной брани, которой поливает таких женщин вышеупомянутый «миссионер».
Недалеко от нашего дома находится храм Тихвинской иконы Божией Матери в Симонове монастыре. Это храм, где служба проходит с сурдопереводом, там множество глухонемых прихожан. Ходила в этот храм и моя соседка с редким именем Неонила, она была слабослышащей от рождения, разговаривала громко и очень непонятно. Ее мать, наша почтальонша, скончалась, Нила в 17 лет осталась одна, работала уборщицей. Когда Ниле исполнилось 20, ее изнасиловали какие-то мерзавцы в подвале, она еле осталась жива, долго лежала в больнице. Через некоторое время стало понятно, что она беременна после совершенного надругательства. Нила родила маленького слабого ребенка, который, по несчастью, оказался болен ДЦП. Как девушка выживала, сказать трудно, сердобольные соседи старались ей помочь. Нила растила своего сына, который больше всего напоминал маленького крабика, размахивая скрюченными ручками, возила его в коляске, которую я ей отдала. Через несколько лет она стала жить с человеком сильно старше, он был глухонемым и изъяснялся жестами, обучил им Нилу. Когда видела их во дворе (они старались выходить ближе к вечеру, в темноте, чтобы избежать взглядов и тыканий пальцем), разрывалось сердце от сострадания и от того, с какой бережной любовью они обращались с мальчиком и друг с другом. Нет, они не были женаты; Нила как-то написала на листочке для одной сильно любопытной соседки, что ее сожитель женат, что жена его слышащая и выгнала его из дома. Два года были они вместе, а потом мы встретили почерневшую лицом Нилу, стоявшую возле гроба: у него случился инсульт. Нила была в тот момент на сносях…
Она родила еще одного мальчика, он был здоров и хорошо развивался, мать нашла утешение и помощь в этом храме, мы часто ее там встречали. Среди «своих», слабослышащих и глухонемых, она пользовалась большим уважением, всегда кто-нибудь помогал ей с мальчиками.
Пять лет назад Нилу убили. Ее зарезали подростки-наркоманы, когда она возвращалась из аптеки. Их поймали сразу же. Куда исчезли ее дети — сперва никто не знал. Но через некоторое время они опять появились в своей квартире, а с ними там поселилась семейная пара с глухонемыми близнецами. Оказывается, Нила позаботилась на всякий случай о том, чтобы ее сыновья не остались на улице, завещав квартиру прихожанам храма, которые оформили опеку над ее детьми. Люди эти оказались хорошие и порядочные, они вырастили мальчиков.
Возвращаясь к теме. Покойная Нила ни разу не была в официальном или церковном браке – так сложились ее грустные обстоятельства. Она могла дважды пойти на аборт, но не сделала этого, хотя кумушки во дворе ей в лицах показывали, что она не имеет права осложнять и без того непростую свою жизнь. Но Нила каждый раз начинала махать руками и мычала: «Нельзя, нельзя»… Столько было в ней любви, которую она дарила своим детям и несчастному гражданскому мужу, столько радости в робких глазах, когда кто-нибудь из нас, здоровых и обеспеченных людей, ласково смотрели на ее сына, смущаясь, давали ей продукты и одежду… И вот таких людей мне, христианке, предложено называть самым гадким словом, которое только существует в нашем языке?.. Скорее я проглочу собственный язык. Кстати, я сама тоже достойна этого непочетного звания, по мнению того господина в рясе: хоть и родила троих своих детей в двух браках, сейчас разведена, старшая дочка росла вообще без отца, к младшим их отец приезжает нечасто – в общем, я вполне попадаю под ту же категорию, спасибо.
Конечно, официальная церковь открестилась от «частного высказывания» одного из своих членов. Св. Иоанн Кронштадтский сказал: «Не смешивай человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем. Потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий – все-таки в нем остается». Хотелось бы, чтобы эти строки прочли те, кто готов жечь в печках, ставить к позорному столбу, клеймить рожденных вне брака детей, и соотнесли не только с матерями-одиночками и их детьми, но и со своей собственной личностью, семьей и жизнью.
*http://www.slavdict.narod.ru/_0049.htm