Памяти Бориса Дубина

20 августа ушел из жизни выдающийся ученый, культуролог, переводчик, обозреватель Psychologies Борис Дубин.

Памяти Бориса Дубина

«Обладая знаниями космических размеров, он не позволял себе смотреть свысока»

20 августа не стало талантливейшего человека, Ученого со всех самых больших букв ‒ переводчика, социолога, культуролога Бориса Владимировича Дубина. Многие напишут сейчас, каким он был поразительным интеллектуалом. Напишут том, что он первым открыл для нас Борхеса, о том, сколько знал языков и как потрясающе переводил стихи, каким глубоким аналитиком он был, как стоял у основ отечественной социологии вместе с покойным Юрием Александровичем Левадой… Моя же первая реакция ‒ нет, ну только не он, ну пожалуйста!..

Семь лет мне довелось вместе работать и общаться с Борисом Владимировичем во ВЦИОМе (затем «Левада-центре»), а главное ‒ учиться у него, не боясь смотреть снизу вверх с раскрытым от изумления ртом… И столько не успели мы, тогда еще молодые сотрудники, у него спросить, как и не успели поблагодарить за то удивительное время, когда можно было прийти в соседнюю комнату и понуро признаться в том, что ты ни-че-го не понимаешь в этом вот исследовании о книгах и почему именно этот русскоязычный роман россияне сочли самым великим… «Борис обладал авторитетом человека Культуры, редкой интеллектуальной щедростью», ‒ пишут на сайте www.levada.ru мои бывшие коллеги. Да! Я о том и говорю ‒ обладая знаниями в самых разных областях науки и культуры каких-то просто космических размеров, будучи лауреатом тысячи премий и кавалером разных орденов, огромным ученым, Борис Владимирович никогда не позволял себе ткнуть тебе твоим невежеством, посмотреть свысока, укорить в незнании каких-то прописных истин. Напротив, он готов был немедленно, вот тут, на коленке, сразу объяснить то, что ты не понимаешь, рассказать о том, чего ты не знаешь, и упомянуть то, о чем ты не догадываешься. Это редкое свойство, это удивительный дар. Когда я стала работать в Psychologies, то несколько раз обращалась к нему за экспертным комментарием или просила написать для нас колонку, что он охотно делал, ‒ будь то рассуждение на тему, что такое «модная литература», или умозаключение относительно того, почему нам нравится смотреть телесериалы. Борис Владимирович писал для нас и о том, что такое «настоящий мужчина» , он полагал, что настоящие мужчины ‒ те, кто готов брать на себя ответственность, а не перекладывать ее на других, кто честен с собой и другими, внимателен к жизни и людям, держит слово и ценит дело. «Их становится больше лишь тогда, когда общество в них действительно нуждается», ‒ писал он. Именно таким настоящим человеком и был Борис Владимирович, и как же ужасно сейчас потерять его, когда общество отчаянно нуждается именно в таких, как он.

Светлая память, дорогой Борис Владимирович.

Наталья Ким, обозреватель Psychologies

«Он никогда не говорил и не писал очевидного»

Есть люди, с которыми сама идея смерти как-то катастрофически не вяжется. Борис Дубин — из их числа. Мне повезло познакомиться с ним в студенческие годы, совершенно случайно — еще, по сути дела, не зная, кто он такой. Я сидела в библиотеке иностранной литературы, пустынной в разгар зимних каникул, и читала толстую книгу одного странного англичанина XIX века — благополучно (и небезосновательно) забытого путешественника и искателя новых стилистических форм. «Я никогда не видел, чтобы живой человек читал это занудство», ‒ внезапно услышала я над своим ухом. Я совсем уже собралась оскорбиться за своего англичанина — в то время я была им сильно увлечена, — как вдруг увидела в глазах моего непрошеного собеседника нечто совершенно отличное от типовых ожиданий: не желание продемонстрировать собственную ученость и уж точно не стремление завязать разговор, но самый настоящий, живой и горячий интерес к предмету. Интерес такой глубокий, острый и при всем том доброжелательный, что не откликнуться на него было просто невозможно.

Наш тогдашний разговор в библиотечном буфете длился два счастливых часа и от вдохновенной веселой перепалки плавно перетек к полному интеллектуальному примирению. Он не стал началом дружбы — после мы с Борисом Дубиным довольно часто встречались, но по большей части в формальной обстановке: иногда просто раскланивались, иногда спорили во время публичных дискуссий, иногда обменивались парой фраз. Но после той давней встречи я всегда знала, какой Дубин на самом деле: в нынешнем теплохладном мире он — один из очень немногих — сохранял в душе огонь истинного высокого любопытства — научного и человеческого. Он никогда не говорил и не писал очевидного: каждая его статья, каждое выступление было проникнуто жгучей потребностью разобраться, найти правду, понять суть. Именно поэтому его тексты (для меня самыми важными, разумеется, всегда были работы Дубина о социологии чтения) обладали редким для научных статей свойством вызывать пылкие споры и пробуждать мысль.

Наследие Дубина осталось с нами — и мы, я уверена, еще долго будем его перечитывать и перерабатывать, внутренне продолжая спорить, не соглашаться, аплодировать и — главное — двигаться дальше в намеченных им направлениях. Но вот как мы будем жить без него самого, без его внутреннего огня, без его любопытства и доброжелательности, без его уникальной способности погрузиться в самую суть привычных вещей и вынырнуть оттуда с каким-то новым, неожиданным знанием — этого я не знаю. Как представить мир без человека, который был сама жизнь, — этому нам еще предстоит научиться, и едва ли это будет легко.

Галина Юзефович, литературный критик

Книги Бориса Дубина

Л. Гудков, Б. Дубин «Интеллигенция» (Издательство Ивана Лимбаха, 2009).

Б. Дубин «Классика, после и рядом» (НЛО, 2010).

.