Отношения матери и дочери, даже самые лучшие, не всегда безоблачны. О том, как взрослая женщина и ее дочь-подросток преодолевают трудности, рассказывает пьеса Елены Исаевой «Про мою маму и про меня», которую недавно поставили в Московском областном ТЮЗе в Царицыно. Что думает об этих отношениях Нонна Гришаева, художественный руководитель этого театра и исполнительница главной роли в спектакле?
Все события вращаются вокруг предчувствия любви или воспоминаний о ней. В пьесе две главные героини: нескладная дочь-подросток и изящная, женственная, переживающая за своего ребенка Мама… Нонна Гришаева играет роль Мамы. Она также автор книги советов для девочек-подростков1 и мать 18-летней дочери. Так что «дочки-матери» — определенно ее тема.
Может ли мать научить свою дочь женственности?
Конечно! Каждая мама должна помочь обрести женственность, одобрять ее на этом пути и вдохновлять. Об этом же и в пьесе: «Выпрямись! Голову выше! Ноги до конца выпрямляй! Походка должна быть легкой и грациозной!»
Обязаны ли мы любить свою мать?
В этой пьесе Мама выглядит как идеал женственности. Но далеко не все женщины обладают этим даром. Могут ли они что-то сделать для своих дочерей?
Да. Если мама не может показать этого на своем примере, это не значит, что она не сможет помочь дочери. Она может показать ей другие примеры, вместе с дочерью смотреть фильмы с Одри Хэпберн и Софи Лорен…
Но ведь и в пьесе дочь возражает: «Я же не Софи Лорен». Разве недосягаемый идеал не будет подавлять?
Идеалы очень помогают, и не стоит считать их недосягаемыми. Это эталон, который ставишь себе перед глазами. Когда я поступала в театральный институт, я как раз читала книгу Людмилы Гурченко «Аплодисменты». Я не просто стремилась достичь ее уровня, я знала, что могу не только, как она, петь и танцевать, а могу еще и пародировать.
Мать в роли… обвинителя
Ваша мама помогала вам в детстве?
Мама отдала меня в музыкальную школу, в балетную, и в театральную студию. Об этом хорошо сказано в пьесе Лены Исаевой: «Нужно пробовать себя там, где тонко… где тебе легче все дается». Мне с детства давались и танец, и музыка, и вокал. Очень важно, чтоб родители помогли ребенку в поиске себя, помогли понять, куда идти. Потому что ребенок сам не всегда знает это о себе. Может, он рисует талантливо или собирает из лего, но не замечает, что делает это хорошо. Задача родителей — разглядеть, заметить и помочь ему дальше двигаться в этом направлении.
Что вы как мать делали для своей дочери?
С моей дочерью мы пошли методом проб и ошибок. Попробовали танцевальную школу, хор — то, чем я занималась. Но когда поняли, что у нее другие способности, не те, что были у меня, не стали настаивать и забрали ее из музыкальной школы. Дочь потрясающе рисует, а я этого совершенно не умею! И вот этот талант мы и стали развивать. Сейчас она учится в университете на отделении графики и иллюстрации. И, кстати, форзац моей книги иллюстрировала моя дочь. А я в очень значительной степени писала эту книгу для нее.
Случается, что между матерью и дочерью возникают отношения соперничества — и чисто женского, и в творчестве. Знакомо ли вам это?
Не могу себе этого представить. У меня любые успехи дочери вызывают только радость за нее. Я всегда даю ей свои вещи, драгоценности, пальто, помогаю ей быть еще более красивой, интересной. Ведь это так здорово, когда твоя дочь прекрасно выглядит!
Чем отличается дружба с мамой от дружбы с ровесницами?
С подружками-ровесницами у девочек бывают сложные отношения, с соперничеством, с завистью. А с мамой такого быть не может. Никакой ревности и зависти, только абсолютная искренность: ведь ты мой самый близкий человек, моя частичка. Подружкина кофточка понравилась, ты позавидовала. А мамина понравилась — так она снимет и отдаст.
Кажется, что опыт вашего детства был очень счастливым. Так ли это?
Мой опыт был сложным. Моя мама учительница, и со мной она бывала довольно жесткой, хотя и помогала мне во многом. Свои отношения с дочерью я как раз пыталась строить по-другому. Я считаю, что с любым ребенком надо уметь договориться. Всегда можно объяснить, почему не надо что-то делать или куда-то нельзя идти. Надо не приказывать, тем более не запугивать, а спокойно, терпеливо объяснять.
Похож ли ваш личный опыт на историю, которую вы играете в спектакле?
Да, в чем-то очень похож. Я думаю, что главное — быть другом своему ребенку, самым близким, бескорыстным и верным. Об этом и пьеса. Не только мама помогает дочери в трудные моменты, но и дочка помогает маме. Умирает их папа, мама долго горюет, и тогда дочка начинает думать, чем ее утешить, и ради этого пытается отыскать ее первую любовь. Это очень глубокое взаимопонимание.
В книге вы пишете: «если ни о какой взаимности даже в принципе речи идти не может, какая же это любовь?» Это относится только к подросткам или ко взрослым тоже?
Это относится ко всем. Без взаимности любовь превращается в страдание, в самобичевание или самопожертвование. То есть уже во что-то совершенно другое.
Каковы слагаемые женственности?
Женственность — всеобъемлющее понятие. Сюда входит и походка, и взгляд, и внешний вид, и твое настроение, и твоя улыбка, все вместе. Добавлю еще — твоя слабость. Не всегда, но в какие-то моменты. Это неотъемлемая часть женственности, и мужчины ценят это. Я очень сильная женщина, и со слабостью у меня слабо. Но когда я ее чувствую, то не скрываю, а пытаюсь проявлять.
Нонна Гришаева: «Я живу по наитию»
Она принадлежит к тем, кто сам себя сделал. Но при всей своей редкостной целеустремленности остается убежденной фаталисткой. Ей хватило мужества, терпения и веры, чтобы дождаться своего звездного часа. Нонна Гришаева листает альбом с личными фотографиями и комментирует самое важное.
Мать и дочь: 4 книги о том, как распутать их непростые отношения
Любовь и ненависть, бунт и потребность во внимании, невысказанные обиды или высказанные слишком жестоко. Глубокой связи матери и дочери посвящено много фильмов и романов, но так мало книг, написанных психологами, тем более — изданных на русском языке.