Мой ребенок скучает в школе

Детский психолог Анна Степаненко помогает взрослым лучше понять своих детей

Мой ребенок скучает в школе

Отсутствующий взгляд, беспокойство, развязные манеры… Современные школьники все чаще демонстративно скучают на уроках. Появление интернета, интерактивного и захватывающего источника информации, кардинально изменило ситуацию в школе: прежние методики уже не способны удерживать внимание детей. Но причина скуки не только в этом. «Школьные педагоги часто навязывает ребенку пассивную позицию, – сожалеет аналитический психолог Анна Степаненко. – Учитель говорит, ученик слушает и записывает. Но ведь чтобы информация стала знанием, ребенку необходимо проверять ее на практике, действовать. Тогда он чувствует уверенность в себе и получает удовольствие от успеха». Кроме того, учеба в школе требует усилий, а их результаты отсрочены во времени. Живущий настоящим ребенок не видит в нем смысла. Именно от родителей зависит, сможет ли он этот смысл найти, сможет ли укрепить связи между школой и миром, между параграфом в учебнике и своим опытом. Взрослым, которые сами не получают удовольствие от новых знаний, но добиваются от сына (дочери) высокого места в рейтинге, привить ему (ей) интерес к учебе непросто. «Заразите ребенка своим любопытством, – настаивает Анна Степаненко. – Ищите вместе с ним дату, которую забыли, расскажите, с каким удовольствием сходили на выставку, обсудите фильм или статью в интернете. И слушайте, слушайте его рассказы о школе, чтобы понять: ребенку скучно, потому что непонятно, трудно или, наоборот, он все схватывает на лету и темп урока кажется ему слишком медленным. Задача родителей – стимулировать развитие ребенка вне школы, ставить перед ним сложные и увлекательные задачи, чтобы «подстегнуть» мысль и помешать ему выпасть из учебного процесса». В конце концов, стоит помнить, что школа – это не развлекательный центр, занятия требуют усилий, терпения, сосредоточенности. И да, порой приходится «поскучать», решая сложную задачу, Хотя часто бывает и другая причина: школьная скука может означать… просто передышку в жизни информационно перегруженных детей. Оторванные на уроке от эсэмэсок и социальных сетей, они могут наконец расслабиться и просто помечтать. Скука, по замечанию детского психоаналитика Франсуазы Дольто (Françoise Dolto), порой оказывается хитрым проявлением ума, позволяя ускользнуть от превращающей нас в роботов системы.

Анна Степаненко, аналитический психолог, психолог московской школы № 1280.

В книге «Школа и как в ней выжить» гуманистический психолог Ирина Млодик подсказывает учителям и родителям, как превратить учебу в интересное и важное для ребенка дело (Генезис, 2008).

.