Ольга Сульчинская прочитала для нас книгу Александра Бальхауса «Любовь и sex в Средние века».
То, что мы сегодня зовем любовью, – ожидание встреч, мечты о свидании, восхищение совершенством любимого, печаль в разлуке с ним и утонченное наслаждение этой печалью (которая служит подтверждением подлинности наших чувств) – отнюдь не природная данность. Отношения мужчины и женщины долгое время напоминали захват добычи или торговую сделку. И только в XII веке чувственность обогатилась за счет накопленного к тому времени опыта духовных переживаний, женщина из «объекта хозяйствования» превратилась в Прекрасную Даму, мужчина научился не вожделеть, а желать, возникли ритуалы красивого рыцарского ухаживания. Так была изобретена любовь. Известно даже имя изобретателя! Вернее, изобретательницы. Это прекрасная Алиенора Аквитанская. Несколько лет она была французской королевой, участвовала вместе со своим супругом-королем в крестовом походе, затем получила развод, который вернул ей ее титулы, земли и богатства, и, прежде чем снова стать королевой – на этот раз английской (к слову, новый муж был младше нее на 11 лет), создала собственный пышный двор, при котором проходили и балы, и философские диспуты. Там-то и был детально разработан и закреплен законодательно (!) любовный этикет. Любовный суд, в котором заседало иногда до 60 придворных дам, разбирал разные сердечные дела вроде вопроса о поведении некой жестокой дамы, что принимала знаки поклонения от рыцаря, но не желала взамен дать ему хоть тень надежды на свою благосклонность. Эти мероприятия носили игровой и театральный характер, но именно они создали новую культуру чувств, которая повлияла не только на всю Европу, но и на нас с вами. Каждый, кто был влюблен, даже самый радикальный атеист, не станет отрицать, что момент первой встречи с возлюбленным рисуется нам в воспоминаниях неслучайным, судьбоносным, предопределенным свыше – и в этом слышится отголосок мистических переживаний наших предшественников.
Александр Бальхаус щедро делится сведениями о любовной и брачной жизни аристократов, бюргеров и крестьян, обсуждает строгие церковные запреты и то, насколько они исполнялись в реальности, роль эротических мистерий в учениях еретиков, изменчивое соотношение плотского и духовного в морали той громадной и неоднородной эпохи, которую мы знаем (или, скорее, не знаем) под именем Средневековья. Размышляя над этим, мы сможем делать открытия как в глубинах истории, так и в глубинах своей души. Стало уже привычным сравнивать наши любовные обычаи с инстинктивным поведением животных, в котором ничего изменить нельзя. Но здесь мы увидим, как много в них от культуры и как творческая воля яркой личности порой способна изменить нравы целой эпохи. Чем не пример для нас?
Об авторе книги
Александр Бальхаус (Alexander Ballhaus) – псевдоним немецкого историка Йоханнеса Тиле (Johannes Thiele), владельца мюнхенского издательства Thiele Verlag, автора книг по истории и культуре. Одна из его последних книг – «Женщины и их книги» («Frauen und ihre Bücher», Thiele Verlag, 2010). «Любовь и sex в Средние века» Александр Бальхаус. Книжный Клуб 36,6, 336 с.
«Мыслить и верить по-своему»
Светлана Кривцова прочитала для нас книгу Ирвина Ялома «Проблема Спинозы».
3 причины прочитать «Две сестры и Кандинский» Владимира Маканина
1. Оценить мастерство. 2. Разгадать притчу. 3. Разобраться самому.