Даже если вы считаете себя гением общения, едва ли вам удается добиваться в беседе всех своих целей. Практические психологи предлагают использовать несколько неочевидных стратегий, которые способны сделать диалог информативным, максимально честным и полезным для обеих сторон.
1. Помогайте собеседнику
Помните, что собеседник обычно испытывает те же трудности в разговоре, что и вы. Скорее всего, он будет благодарен, если вы упростите ему задачу: если он ходит вокруг да около темы, которую не решается затронуть, предложите сами поговорить о том, что его заботит. Помогайте разговору двигаться вперед – спрашивайте у собеседника, что он думает и чувствует, какие решения ему приходили в голову.
Делите беседу на этапы, проговаривая основную мысль каждого смыслового отрезка, когда хотите немного изменить тему: «Понимаю. Так, значит, вы недовольны тем, что никто не ценит ваши заслуги. Скажите, а что бы мы могли сделать, чтобы исправить ситуацию?» Следите за реакцией собеседника на эти «промежуточные итоги»: если он согласно кивает, значит, беседа движется в правильном направлении. Если он протестует и говорит, что его неверно поняли, не навязывайт своих формулировок – позвольте ему сформулировать.
2. Спрашивайте
Лучший способ получить нужную информацию – спросить напрямую. Мы любим домысливать за других: нам кажется, мы знаем, что у другого в голове. Это опасная иллюзия: перепроверяйте свое понимание ситуации, спрашивая напрямую. От хорошо подобранных вопросов зависит ход беседы. Не следует оценивать результаты разговора лишь по полученным данным.
Даже не получив однозначных ответов на вопросы, мы узнаем, насколько честен с нами собеседник или насколько компетентен
«Из любого разговора можно извлечь полезную информацию, – говорит Алан Баркер (Alan Barker), управляющий директор консалтинговой компании, посвященной развитию творческих способностей и коммуникативных навыков1. – Например, даже не получив однозначных ответов, мы понимаем, насколько честен с нами собеседник или насколько компетентен. Используйте так называемые «открытые вопросы», не требующие ответа «да или нет»: они помогают собеседнику делиться мыслями, обнажая логику своих рассуждений. «Как бы вы поступили на моем месте?»; «Как вам кажется – где прячется ошибка?»
3. Демонстрируйте самоуважение
Уверенность и уважение к себе, которые человек демонстрирует в диалоге, помогают ему произвести впечатление на собеседника, чувствовать себя хозяином беседы. Важно соблюсти меру – если вы пытаетесь подавить собеседника, продуктивного разговора не получится. Вот почему так важно умение уважать себя, не принижая других. Что это означает?
«Прежде всего, цените свое мнение, не отрицая при этом полезности и объективности мнения собеседника, – говорит Грегори Бейкер (Greg S Baker), писатель, владелец сайта ChristianBudget.com2. Говорите о своих потребностях и желаниях, не навязывая их другим, а «продавая» – объясняя, почему для всех ваша позиция будет выгодна. Давайте собеседнику выразить его мнение – и если вы с ним не согласны, обоснуйте, почему, а не отделывайтесь решительным и безапелляционным «нет». Помните о том, что уважающий себя человек не повышает тон, вступая в перепалку».
4. Превращайте негативные эмоции в позитивные
В жизни и так достаточно негатива: стараясь обсуждать в разговоре с другими «болячки» и проблемы, вы рискуете распугать всех собеседников. Отыщите в любом предмете разговора что-то позитивное: если говорите подчиненному про низкие продажи, постройте разговор на том, как бы вам их повысить; если просите повышения зарплаты, говорите не о своем бедственном положении, а о том, какую пользу вы приносите компании (с упоминанием конкретных примеров).
Политики манипулируют аудиторией, заменяя негативные факты эвфемизмами: например, называя бомбардировки «миротворческой деятельностью»
Еще Джордж Оруэлл отмечал, как легко политики манипулируют аудиторией, заменяя негативные факты эвфемизмами: например, называя бомбардировки «миротворческой деятельностью», повышение налогов «оптимизацией финансовой политики», а нарушение закона «наведением конституционного порядка». Конечно, не следует соревноваться с демагогами в цинизме, однако правильно подбирать слова стоит.
5. Перестаньте говорить
Вовремя взять паузу – одна из лучших стратегий коммуникации. Она незаменима, когда разговор ведут несколько собеседников – например, во время мозгового штурма или обсуждения сложной рабочей проблемы. Дайте поговорить другим, а сами послушайте, вмешиваясь лишь в тех случаях, когда вам кажется, что разговор отклонился от темы. Беседу легче модерировать, если удается несколько отстраниться от нее, не позволить эмоционально вовлечь себя в общее настроение.
«А если страсти в беседе достигли накала, эта стратегия оказывается поистине бесценной – видя, что вы не стараетесь обороняться, собеседник сумеет сдержать повышающийся градус своего эмоционального состояния, – поясняет Джон Максвел (John C. Maxwell), пастор-евангелист, оратор3. – Когда тон и содержание речи снова станут конструктивными, вы можете вернуться к обсуждению. Временное «отключение» от беседы позволит вам сохранить спокойствие и ясный ум, столь важные для продуктивного диалога».
Общение в мессенджерах: 5 ловушек, которые портят нам жизнь
Мы уже не можем представить себе жизнь без обмена сообщениями в самых разных мессенджерах. Но задумываемся ли мы о том, как этот сервис влияет на качество нашего общения?
14 типичных ошибок в деловом общении
Наши движения, мимика, положения тела играют важную роль в деловом общении. Часто мы не придаем этому значения, а зря: от того, как мы ведем себя в офисе или на деловых переговорах, может зависеть наша карьера.