Марина Баскакова прочитала для нас книгу Даниэля Пеннака «Дневник одного тела».
«Название интригует, а содержание и вправду может шокировать, как нас предупреждают в аннотации. По крайней мере читателя, которому трудно признаться себе: он не раз сталкивался с интимными переживаниями, подобными тем, что испытывает герой книги – сначала взрослеющий мальчик, а потом постепенно стареющий мужчина.
Пеннак нашел гениальный ход: его герой ведет не личный дневник, а как бы дневник о жизни своего тела. Он рассказывает об ощущениях, желаниях и фантазиях, связанных с телом, и так на самом деле узнает самого себя.
Начинается книга с эпизода унижения 12-летнего героя сверстниками. Его привязывают к дереву и оставляют одного. Сильный страх вызывает «позорные» физиологические реакции. И в этот момент он осознает, что его собственный организм ему неподвластен. Но как ни странно, такое «падение» в глазах окружающих и в своих собственных заставляет мальчика стать внимательным к тому, что обычно живет на задворках нашего сознания, – к собственному телу.
Даниэль Пеннак (Daniel Pennac), французский писатель, много лет работал учителем литературы в школе в спальном районе Парижа. Его книги переведены на 26 языков, а его эссе «Как роман» (Самокат, 2013) перевернуло представления о том, как нужно преподавать словесность, чтобы дети хотели читать.
«Дневник одного тела»
Перевод с французского Серафимы Васильевой.
Эксмо, 416 с.
В самом деле, многие ли из нас помнят это чувственное разнообразие мира: запахи, звуки, неожиданный вкус, удовольствие от прикосновения к разным по фактуре предметам и веществам, которые открыты ребенку? Эта яркость восприятия мира, сила непосредственного впечатления постепенно тускнеет и превращается в отвлеченное знание. И вот та форма дневника, которую выбирает герой, позволяет быть внимательнее к изменениям, происходящим с телом и в конечном счете с душой. Тело оказывается таким объектом, который помогает герою установить свою идентичность, вернуть части личности, отчужденные в результате воспитания и в силу других жизненных обстоятельств.
Чтение «Дневника» – это хороший повод вспомнить (или обнаружить), что социальный план жизни и экзистенциальный неразделимы, переплетены в многоцветный узор, что каждое движение души вызывает неизбежный отклик в жизни тела. Более того, если телесные проявления не наполнены глубоким душевным содержанием, они лишены смысла и вызывают отторжение. Cкажем, такие телесные проявления, как ласки (в данном случае по отношению к ребенку). Сравните: ласки, идущие просто от нежности, и ласки, которыми мы пытаемся прекратить плач. Великая разница!
Читать эту книгу, наполненную физиологическими подробностями, непросто. И тут стоит напомнить одно из положений Декларации прав читателя, которую сочинил Пеннак: вы можете не дочитывать книгу до конца, можете перескакивать и имеете право молчать о прочитанном. Или (добавлю уже от себя) вернуться к ней в тот момент, когда вам захочется. Это как смотреть свои фотографии – мы ведь сами выбираем тот период своей жизни, который сейчас нам особенно близок».