Андрей Кончаловский, приглашенный редактор Psychologies: «Мы редко знаем, на что способны»

Psychologies – журнал для очень личного чтения, анализа и размышлений. Но своими взглядами бывает приятно поделиться. Особенно с теми, кто нам интересен. Таких людей мы и пригласили стать нашими соавторамии собеседниками в юбилейных выпусках журнала. В этом месяце нам помогал готовить номер режиссер театра и кино Андрей Кончаловский.

Андрей Кончаловский, приглашенный редактор Psychologies: «Мы редко знаем, на что способны»
Psychologies:  На ваш взгляд, почему за последние годы так заметно возрос наш интерес к возможностям психологии?
Андрей Кончаловский:  Представления не имею! Хотя это можно только приветствовать. Потому что потребность понять себя – это привилегия задумывающихся людей. И можно сказать, что это большая роскошь: сегодня многие настолько заняты такими насущными вещами, как пропитание или выживание, что у них этой роскоши нет. У каждого человека часть жизни уходит на то, чтобы создать себе какие-то условия для существования. Но если повезет, то остается время, чтобы задуматься о себе, о своем собственном смысле в этой жизни. Более везучие люди начинают об этом думать раньше, менее везучие – позже. А невезучие – никогда.
Может быть, смысл в том, чтобы ощущать себя счастливее?
А. К.:  Важнее другое – понять, что ощущение счастья – это только перерыв между удовлетворением некоей нашей насущной потребности и тем моментом, когда у нас возникает новая потребность. Вот, скажем, мы выиграли миллион… И это счастье! Потом возникает забота: чтобы эти деньги не украли, как их вложить, где хранить – в результате проблемы, которые опять требуют разрешения. Это бесконечный процесс, потому что мир вообще не соответствует нашим желаниям. Мы часто видим, что люди вокруг не удовлетворены собственной жизнью. Им кажется: если какие-то их потребности будут удовлетворены, то тогда они станут счастливыми. Но мало кто понимает, что это колоссальная удача – когда наши желания вдруг совпадают с тем, что происходит. Конечно, все мы по-своему работаем над тем, чтобы они совпали. Но у тех, кто выбирает между возможным и невозможным, больше шансов быть удовлетворенным, чем у тех, кто выбирает между желательным и нежелательным.
Вы считаете, лучше стремиться к возможному?
А. К.:  Не так все просто. Если мы начнем занижать свои потребности, их, конечно, будет гораздо легче удовлетворить. Но дальше станет некуда двигаться. Если наши личностные потребности уже удовлетворены, возникает остановка, а дальше – упадок. Ингмар Бергман, великий шведский режиссер, однажды сказал, что счастье – это познать свои границы и их перешагнуть. Но сначала их надо понять! Потому что практически никто из нас не знает, на что на самом деле способен.
Как это узнать?
А. К.:  Для этого нужно понять свое реальное место в этом мире, что очень сложно в наше время – время производства массовой продукции, когда усилия массмедиа направлены на создание ложных кумиров. Которые будут разрушены в следующий момент, как только маркетинг потребует создания новых. Мы живем в мире маркетинга, и наши представления о самих себе часто становятся подменными. Нам начинает казаться, что все должно иметь денежный эквивалент, что все можно выразить в цифрах. Возникают ложные ценности, которые не имеют отношения к реальности. И сформировать понятие о самом себе – вопрос колоссального труда.
В чем же он, что нужно делать?
А. К.:  Наоборот – ничего не нужно делать! И это трудно. Необходимо осознанное усилие, чтобы остановиться и не гоняться за кумирами, которых нам предъявляют, не пытаться извлечь пользу из каждой секунды. А просто сесть и посмотреть – на берег моря, на прибой, на листья зеленые… Есть вещи, которые не имеют никакой стоимости в эквиваленте денег, но имеют колоссальное значение, для того чтобы потом вернуться к продуктивной жизни более высокого духовного уровня. Сегодня многие считают, что на созерцание им просто не хватает времени, – но это как раз и говорит о том, что человек не достиг еще нужного уровня. Его несет поток событий, он им не управляет, плывет по течению. Если у меня нет времени сделать доброе дело, я не буду добрым человеком: «Знаешь, я бы забежал к тебе в больницу, да времени нет…» Те, у кого есть время, нашли его, а не ждали, когда оно найдется само собой, без их усилий. Гармонический человек располагает временем для созерцания. Мудрец имеет для созерцания все время на свете. Если у человека нет времени на созерцание, он никогда не поймет себя.
Чего бы вы пожелали читателям Psychologies?
А. К.:  Нам всем вообще было бы полезно осознать довольно противоречивую, парадоксальную мысль: на свете ничто не имеет никакого смысла – кроме того, который мы сами нашей жизни придаем. Нам стоит задуматься о причинах своего недовольства и попытаться понять, что мы сами сделали неправильно. Нет неудач – есть неправильная методика решения проблем. Если мы ищем виноватого вне себя, это значит, что не мы живем свою жизнь, а она нас живет. А мы при этом ждем от жизни, что она нас проживет – так или иначе. Пока человек будет оглядываться, искать, кто виноват, кроме него самого, ничего хорошего в его жизни не произойдет. Измениться что-то может, только если он поймет, что он – именно он и никто другой! – за нее отвечает. Что он должен что-то делать. То, что, может быть, ему самому и не нужно, но нужно другим – тем, кто рядом. Если мы поставим вопрос именно так, мы наконец осознаем свою ответственность. И сможем начать жить своей жизнью.

Личное дело

Андрей Кончаловский, приглашенный редактор Psychologies: «Мы редко знаем, на что способны»

Андрей Кончаловский – режиссер, автор семи книг. Отец пяти дочерей и двух сыновей. Родился 20 августа 1937 года в семье писателей Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской. В юности готовился стать пианистом, но с третьего курса консерватории ушел во ВГИК, в мастерскую Михаила Ромма. Учась во ВГИКе, написал с Андреем Тарковским сценарий «Иванова детства». Его дипломная работа – фильм «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова.

  • 1967 «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Спустя 22 года фильм получит Государственную премию РФ.
  • 1969–1979 Фильмы, снятые в эти годы: «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Романс о влюбленных», «Сибириада».
  • 1980 Получил звание народного артиста РСФСР. Переехал в США.
  • 1984–1998 Среди фильмов, снятых в США, – «Возлюбленные Марии», «Поезд-беглец», «Танго и Кэш», «Одиссея».
  • 2000–2009 – ставит музыкальные и драматические спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Милане, Нью-Йорке и других городах мира.
  • В декабре 2010 года в прокат выходит рождественская сказка «Щелкунчик и Мышиный король», снятая в формате 3D.
.